СЕРЖАНТ БЕЛАШ        

 

 

Юрий Белаш появился во Владивостоке в конце 1980-х... И не лично, а как автор «Окопной земли». Для каждого из приморских поэтов стихи из этого сборника стали откровением, открытием, которым хотелось поделиться с другими... Не счесть, наверное, сколько телефонных и иных разговоров начиналось тогда с вопроса: «Читал Белаша?»

Руководитель творческого семинара в Литературном институте им. Горького, известный критик, занимающийся прозой, он стал известен как поэт поздно, после 60-ти. И, наверное, многим, кто занимался поэзией долго и всерьёз, пришлось после двух его книжек взглянуть на своё творчество по-новому.

                                                                  Александр Куликов,

                                                                    поэт, журналист

 

Лишь в сороковую годовщину начала войны, в 1981-ом, в издательстве «Советский писатель» (престижней в СССР издательства не было) вышла первая тонкая книжка Юрия Белаша «Оглохшая пехота»...

Родился он 8 ноября 1920-го, после войны учился в Литинституте, в одном семинаре с Виктором Розовым, но в отличие от автора сценария культового, как нынче бают, фильма «Летят журавли» и лауреата Госпремии СССР отметился как драматург лишь однажды – пьесой «Фронтовики» (журнал «Театр» №8 1985). Не отличаясь постоянством в отношениях с прекрасным полом, то и дело изменял Мельпомене с Евтерпой, Эрато, Каллиопой. Военной теме не изменял никогда. И ей одной обязан тем, что сумел достичь вершин мастерства. Ну а потом достигнутым хочется ж поделиться. И Юрий Семёнович долгие годы работал литконсультантом в журнале «Молодая гвардия», вёл литобъединения и по примеру Аристотеля водил перипатетиков по Москве. В их число посчастливилось в конце 60-х попасть и мне...  

Детство моего поколения охлестнуло лишь голодом и холодом войны. Нам достались её обсевки. Но и их хватило, чтобы сказаться на всей дальнейшей жизни.

Война «достаёт» (вот самое, пожалуй, точное применение новоязного словца) всех нас и по сей день. Вместо гимнастики, к которой у меня лежала душа, я занялся боксом и пять лет проливал на ринге кровь, так и не поднявшись выше второго разряда. Презрев склонность к гуманитарным наукам, поступил в технический вуз. Потом уж пошёл в Литинститут и встретил в Москве своего Учителя – поэта Юрия Семёновича Белаша.

А вот его «Солдатские университеты»:

 

На фронте – как нигде на свете –

изучишь целый курс наук в солдатском университете.

 

Во-первых, при любой погоде – ногами и ползком на брюхе

пройдёшь науку географию, свой путь под пулями проплюхав.

Ты познакомишься затем с другой наукой – геологией,

Траншеи и окопы роя, трамбуя брустверы пологие.

 

А лазая и в хмурь, и в вёдро в полях, оврагах, по кустарнику,

Усвоишь безо всяких лекций и зоологию с ботаникой.

И звёздной ночью, на посту, обняв винтовочку с патронами,

Узнаешь как бы между прочим и кое-что из астрономии.

 

А наблюдая, как фурчат осколков мин сухие листики,

Самой печёнкою постигнешь науку хитрую – баллистику.

 

И музыкальные способности усовершенствуешь что надо,

на слух, по звуку различая калибры рвущихся снарядов.

 

И о задержке при стрельбе из «станкача» – собравши сведения,

ты станешь, право слово, докой и в области машиноведения.

 

В землянке вечером обсудишь, с друзьями возлежа на нарах,

вопросы мира и войны – на философских семинарах.

 

А что касается сухого и скучного предмета логики,

поймёшь: на фронте без него – ты первый кандидат в покойники.

 

И если ранит – то пройдя по всем кругам госпиталей,

изучишь в муках анатомию – на шкуре меченой своей.

 

Ну, и усвоив на «пятёрку» окопное языкознание,

ты и закончишь полный курс солдатского образования.

 

И выдадут тебе торжественно официальную бумагу

с медалью вместе – «За отвагу».

 

Белаш и медаль такую имел, и много других наград, но больше всех дорожил рецензией Константина Симонова на первую рукопись своих стихов, вышедших отдельной книжкой уже после смерти Симонова. Начинается книжка стихотворением «Он»:

 

Он на спине лежал, раскинув руки,

в примятой ржи, у самого села, –

и струйка крови, чёрная, как уголь,

сквозь губы неподвижные текла.

И солнце, словно рана пулевая,

облило свежей кровью облака...

 

Как первую любовь,

не забываю

и первого

убитого

врага.

Он успел при жизни выпустить в свет всего две поэтические книги: "Оглохшая пехота" и "Окопная земля" ("Сов. Россия", 1985). Наиболее полный сборник его стихов появился через два года после его смерти, в 1990 году, в "Советском писателе" под непритязательным названием "Окоп­ные стихи".

"Окопные стихи" удивительны. В них совер­шенно нет проходных строк. Все – в десятку, все в цель. А цель высока – донести чистую правду о своём времени, и каком времени! Великой, всеми­рной войны...

Симонов сказал о Белаше: "Уважаю его за его стихи". Смысл симоновской рецензии ко­ротко можно выразить так: не маршальская, не генеральская литература, это слово из окопа, но­вое слово о войне...

Стих Учителя пульсирует сердцем, бьётся ра­ботающим автоматом, звенит дамасским клинком, играя цветами побежалости, дыша запахами го­рячего металла, взорванной земли, пролитой кро­ви. Предельно отточена рифма, но вот в какой-то момент он отказывается от неё! И видишь, понимаешь – это убиение рифмы закономерно, необходимо: рядом со смертью, с убийством че­ловека рифма обязана умереть:

 

Мы хотели его отнести в медсанвзвод.

Но сержант постоял, поскрипел сапогами:

- Всё равно он, ребята, дорогой помрёт.

Вы не мучьте его и не мучайтесь сами...

И ушёл на капэ – узнавать про обед.

 

Умиравший хрипел. И белки его глаз

были налиты мутной, густеющей кровью.

Он не видел уже ни сержанта, ни нас:

смерть склонилась сестрой у его изголовья.

Мы сидели – и молча курили махорку.

 

А потом мы расширили старый окоп,

разбросали по дну его хвороста связку

и зарыли бойца, глубоко-глубоко,

и на холм положили разбитую каску.

Возвратился сержант – с котелками и хлебом.

 

Он сумел воспитать в себе там, в окопах, ре­шительность и беспощадность. В первую голову к себе самому. И когда подкрались к нему враги старости –  болезни, он решил уйти. Решил и – выполнил, как приказ командира. Так уходи­ли римляне. Его не стало без малого четверть века назад, 17 июля 1988-го. Поэт и воин, прошедший Великую Отечественную в рядовых, он и ушёл – как в самоволку. Отказался от пищи и умирал почти полтора месяца. Пока был в силах, диктовал сотруднице Гослитмузея Елене Волковой свои удивительные воспоминания. А выговориться ему было крайне необходимо: он сорок лет молчал после войны, пройдя её дорогами от первого дня до последнего. Чем же объясняется столь долгое молчание поэта, живого участника и свидетеля мировой бойни? Десятки тысяч книг о войне вышли в свет за эти годы. Авторы мемуаров – генералы, в основном, да маршалы. А он – солдат. Он войну видел из окопа. Им, командармам, казалось бы, видней? Но полнились ложью бадьи мемуаров, а правда плескалась на дне...

Он ушёл, и вот что осталось мне:

"Дорогой Борис, это письмо отошлют Вам после моей смерти. Не пугайтесь: ничего осо­бенного не произошло, бессмертных нету. Я же, должен доложить Вам, помираю вполне комфортабельно – без лишних рож, вполне сознательно и спокойно. Дальше мне жить почему-то не очень хочется, да и судя по со­стоянию здоровья, это и невозможно. Кажет­ся, я успел сделать все необходимые распо­ряжения на после смерть – некоторые хочу сообщить и Вам.

Прах мой будет развеян на Ленинских го­рах, напротив пристаньки "Ленинские горы" – сможете там посидеть на травке, выпить и вспомнить меня. Если будут какие иные слу­хи о месте моего последнего покоя – не верь­те им... Я поступаю вопреки правилам о за­хоронениях, дабы и после смерти плюнуть кое-кому в харю. Кто конкретно выполнит мою последнюю волю – ни Вам, ни кому друго­му знать не дано...

Вот и всё. Привет... всем, кто меня знал и собирается помнить. А Вам – счастливо оста­ваться на этом белом свете, и – прощайте.

2 июля 1988 года, Мос­ква,  "Ломоносовка".

 Ю. Белаш".

 

И стихи остались. "Окопные стихи".

 

  Перекур

Рукопашная схватка внезапно утихла:

запалились и мы, запалились и немцы, -

и стоим, обалделые, друг против друга,

еле-еле держась на ногах.

И тогда кто-то хрипло сказал: "Перекур!"

Немцы поняли и закивали: "Тайм-аут..."-

и уселись – и мы, и они – на траве,

метрах, что ли, в пяти друг от друга,

положили винтовки у ног

и полезли в карманы за куревом...

 

Да, чего не придумает только война!

Расскажи – не поверят. А было ж...

И когда докурили – молчком, не спеша,

не спуская друг с друга настороженных глаз,

для кого-то последние в жизни –

мы –  цигарки, они – сигареты свои, -

тот же голос, прокашлявшись, выдавил:

 

«Перекур окончен!»

 

                                               *   *   *

Я солдат. И когда я  могу не стрелять – не стреляю.

Я винтовочный ствол дулом вниз опускаю.

 

Ведь на фронте бывает, от крови шалеешь –

И себя не жалеешь, и врага не жалеешь.

 

И настолько уже воевать привыкаешь,

что порой и не нужно, а всё же – стреляешь...

 

Да, солдат убивает. Так ведётся от века.

Только поберегись – и в себе не убей человека.

 

 

                                         *   *   *

                 Тут волей-неволей – срастёшься с природой.

                 Опять возвратишься к началу начал –

                 к тому, что ты раньше не замечал

                 в своей коммунальной прокисшей квартире.

                 Теперь ты в другом – разгороженном мире,

                 где всё первозданно, где всё оголённо,

                 где нет примусов, занавесок на окнах,

                 где даль беспредельна и небо огромно

                 и где, под дождём на походе промокнув,

                 ты спишь не в кровати – на голой траве…

 

 

                                               Санинструктор

 

              Она была толста и некрасива.

              И дула шнапс не хуже мужиков.

              Не хуже мужиков басила

              и лаялась – не хуже мужиков.

   Грудастая, но низенького роста,

   в растоптанных кирзовых сапогах –

   она была до анекдота просто

   похожа на матрёшку в сапогах.

              Она жила сначала с помпотехом.

              Потом с начхимом Блюмкиным жила.

              А когда тот на курсы в тыл уехал,

              она с майором Савченко жила.

   И, выпив, она пела под гитару

   в землянке полутёмной и сырой,

   как Жорка-вор свою зарезал шмару

   и схоронил её в земле сырой...

              Она погибла в Польше, в 45-ом,

              когда, прикрывшим телом от огня,

              на плащ-палатке волокла солдата

              из-под артиллерийского огня.

   И если,

   недоверчивый к анкетам,

   ты хочешь знать, какой она была,

   не Савченко ты спрашивай об этом –

   ты тех спроси,

                          кого она спасла!

 

 

                        Туда и обратно

 

            Идти туда – страшнее, чем обратно.

            Вот почему, когда на фронт бредёшь,

            рождает внутреннюю дрожь

            уже воронка возле медсанбата.

                        Совсем не то, когда идёшь назад,

                        пропахший кровью, порохом и дымом, –

                        покажется тогда глубоким тылом

                        с воронками своими медсанбат.

            А между прочим, поимей в виду, -

            и тут не спрячешься от пушек дальнобойных.

            Но ты шагаешь мерно и спокойно

                        И не тревожишь душу понапрасну:

                        ты видел смерть вблизи, ты побывал в аду, –

                        ну и чистилище тебе уже не страшно.

 

В 1985-ом, к сорокалетию Победы, выходит вторая книга поэта «Окопная земля». Такие тиражи – 10, 15, 20 тысяч – нынешним поэтам лишь в мечтах привидеться могут. И даже в 1990-ом, через два года после смерти, таким же мощным тиражом вышел полный сборник Белаша «Окопные стихи» –  без малого 400 страниц! Что всего страшнее на войне, не знаете?..  

 

            Спорили солдаты на привале:

что всего страшнее на войне?..

            И сказал один вначале:

            - Можете поверить точно мне,

            я не первый год ношу портянки,

            но всего страшнее на войне –

            если атакуют танки.

- Танки что! – ему ответил кто-то, -

С виду вправду страшное зверьё.

А в окопах спрячется пехота,

ты попробуй –  выкури её!

            Вот бомбёжка – тут иное дело:

            тут дрожит душа и тело.

- А чего дрожать? – промолвил третий. -

Самолёт – он только самолёт:

как бы лётчик сверху вниз ни метил,

всё равно во всех не попадёт.

            Вот когда начнётся артобстрел –

            на тебя тогда б я посмотрел!..

Слушал-слушал их солдат четвёртый,

табачком дымивший в стороне,

и такой вдруг сделал вывод твёрдый:

- Ну зачем вы спорите без толку?

Ведь всего страшнее на войне –

это когда, братцы, нет махорки...

 

                            *    *    *

     Жены нету: погибла.

     И детей нету: где – неизвестно.

     И дома нету: сгорел.

Об этом мне написала соседка после освобождения.

     Я читал – и не верил.

     И до сих пор не верю.

Нет, я не боюсь поверить – просто не получается.

 

Неужели наступит такой день, когда я поверю?..

И вот тогда я не знаю, что станет со мною –

     старшим сержантом,

     командиром хозвзвода,

     42 лет от роду,

     сиротой.

 

На войне – как на войне, говорят французы. Но война – тоже жизнь. Хотя смерть, конечно, больше. Ну а там, где жизнь, там и любовь. Разная, в том числе и такая, под названием – 

 

ЧП

 

     У нас в полку произошло ЧП –

     танкисты спёрли Таньку из санроты:

     подъехали к санротовской избе,

     в машину Таньку и – «Привет, пехота!»

                Майор рассвирепел:

                - Догнать! Отдать под суд! -

                Но как ты их, едрёна вошь, догонишь,

                когда у них теперь другой маршрут –

                куда-то, говорили, под Воронеж.

     И, плюнув, успокоился майор.

     В конце концов, решил он очень здраво,

     что Танька хоть и редкая шалава,

     но увезли её не на курорт.

                Однако он с начальником медслужбы

                довольно долго резок был и груб:

                - Тебе охрану выделить не нужно?

                А то гляди – санроту всю сопрут.

 

           

                                         *     *     *

      Очистка от противника траншей –

гранатами, штыками, финками, –

и топчем, топчем трупы егерей

армейскими тяжёлыми ботинками.

 

      Ответят за войну и за разбой!

Мы их живыми, гадов, не отпустим.

Мы их потом, когда окончим бой,

как брёвна, выбросим за бруствер.

 

                             *     *     *

                 Война мне не снится.

                 Отчего – не ведаю.

                 Другое снится, а война нет.

 

                 Война мне не снится.

                 И слава Богу! –

                 хватит, что я пишу о войне.

                 Война мне не снится.

                 Трижды пережить её,

                 видать, мне не под силу.

  

                                              ==    ==    ==

 Он, конечно же, много рассказывал о войне. Особо врезалось в память это. 1944-й уже, лето, передовая. Сержант Белаш (Я был один очкарик в батальоне.// И рост – 182.// Естественно, меня запомнить// особого не стоило труда) лежит на травке в обнимку с автоматом вдали ото всех, в березняке. К нему нежданно подходят комбат с замполитом, с ними «язык», пленный немец со связанными за спиной руками. Как видно, привели его сюда, чтобы «пустить в расход». И вдруг замполита будто чёрт дёрнул – он приказывает сержанту... повесить немца на берёзе. Белаш отказывается. Замполит повторяет приказ, и в ответ на сержантское «не буду» его рука медленно тянется к кобуре, расстёгивает её... По закону военного времени он имеет полное право расстрелять не выполнившего приказ... Интересные мысли в эти самые бездонные секунды мелькают в голове Белаша: если он сейчас вытащит из кобуры свой «вальтер», я положу из «калаша» их обоих... да, придётся и комбата тоже, иначе всё равно расстрел... Рука замполита замирает, потом застёгивает кобуру... Может быть, он «услышал» мысли сержанта?..

При жизни у Учителя вышло всего две книжки, ни в одной об этом нет ни слова. Просто не успел? Или запрет внутренний всё ещё силён был?..

 

Мой Учитель – с портрета, что в «Окопной земле», – смотрел сквозь очки сначала скептически, пристально, изучая, как и запечатлел фотограф, а потом – временами – улыбаясь мне...

Войну он встретил двадцатилетним. Война сделала его солдатом и поэтом, Солдатом и Поэтом...

 

 

Борис Мисюк, Владивосток