Полина Рожнова
О СТИХАХ ЛИЛИИ АГАДУЛИНОЙ
«Земное любит, небо просит…» Не эти ли понятия о жизни становятся ощутимыми, когда наши души сталкиваются с миражами радужных земных дорог, с отторжением в окружающем мире всё чаще общечеловеческих устоев о надежде, вере?..
Потому-то и оправдывается название книги «Час свиданий». За условный, названный «часом», промежуток времени проходят «свидания» поэтессы с «благодатным родительским краем», возвращение к Каме-реке, которая течёт «минуя века», со всем тем, что было и есть. В этих «свиданиях» - тревога о сегодняшнем дне, где «постоянная гроза», где «человек стреляет в брата», «в огне страдает мать-земля». В этих «свиданиях» слышится мольба: «Чистое сердце, - Божья слеза, злобу людскую уйми!»
Вероятно свыше, именно тогда, нам даётся вечная соломинка спасения: видеть, как «запахи дымятся», слышать - как «дышит земля», чувствовать, как она любит, вбирать в себя «родины глоток», утверждая самое главное, что земля – это «прообраз рая». Все вышесказанное мною и становится главными темами в книге стихов Лилии Агадулиной «Час свиданий».
«Мысли мои текут не спеша.
Осень печальная тлеет.
Вскрикнула птица – чья-то душа,
Гроздья рябины алеют.
Древние сосны за облака
Тянутся к выси высокой.
А за холмами Кама-река.
Берег, поросший осокой.
Кустик рябины жаркий, как зной,
Сердцем моим отогретый.
Капает дождик мёрзлой водой.
Осень прощается с летом».
Почему я привожу это стихотворение полностью?
Потому что именно в нём объёмно и выразительно запечатлена поэтессой в свойственной тональности русского языка, красота родного края. С трепетом принимаем мы дорогие оттенки, находя в них зрелое художественное видение. Суть в том, что Лилия Агадулина говорит о красоте родного края с данным только ей пониманием окружающего мира, дорогих сердцу примет, возлюбленной с ранних лет природы. Но всё это дорого и многим читателям, желающим найти в общем потоке современной литературы произведения, сохраняющие мотивы и образы общечеловеческие, с глубинным духовным содержанием. Поэтесса ведёт читателя за собой, к истоку своей судьбы: «Я иду, и свет в душе не гаснет». Из всего вышесказанного не значит, что её поэтический путь гладок, что её не настигают смятение, горечь, боль. Когда перед ней встает «ледяное царство зла», когда и «небо седьмое плачет», её голос становится ещё тверже: «Ты не прав, что путь проклятый. Просто нас отметил Бог». А когда «ливень стеной, не уйти никуда», когда из мировосприятия уходят свет, а с ним и самое насущное – земля, время, что «были вокруг», поэтесса и тогда не падает духом, она взыскует: «Где красота?»
Вспомним Николая Заболоцкого: «А если так, то, что есть красота и почему её обожествляют люди?» Лилия Агадулина не оставляет за собой права – отступить, дать временной невзгоде торжествовать. Она наперекор всем испытаниям тверда: «Только духом всё я выше». И тогда нравственный смысл - не утратить видения на земном пути красоты – становится ещё отчетливее. Ведь, по словам В. Даля: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты».
Характерно и то, что Лилия Агадулина и себя, а значит и читателя постоянно заставляет искать ответы на вопросы, относящиеся, как к собственной к судьбе, так и к судьбам многих и многих людей: «Кто я – большая река?», «Что ещё мне в жизни надо?», «Что я жду? Каких свиданий?», «Который круг? Ужель последний?»… И это не беспомощные сомнения в себе, в завтрашнем дне. Это – прежде всего доверие к читателю, это признание за читателем права - искреннего разговора о свободе духа, о счастье, о смысле жизни.
Хотелось бы отметить и особенный лад образности в стихах. Прежде всего – это умение нежно и светло, неброско и точно отобразить своё видение родной природы, к примеру: «Метель, как кружевная шаль, запуталась среди ветвей», или: «И хрусталь звенит на ветках, голубая стынет мгла». Перемены, проходящие в природе, часто одухотворены поэтессой, порой – оживлены, что меняет воображение и читателя, заставляет его ещё зорче поглядеть вокруг себя. Такого плана строки особенно выразительны: «А сентябрь, уже печальный, начинает дни считать», «Луна в своей печали надевает два крыла», «Я вновь небесное созданье – зелёный тоненький росток»...
Это образы зримые, осмысленные, притягательные. Это не воображаемый мир, а её собственный, со своим родным запахом цветов, дождевой свежестью, где «поёт спелая пшеница», где «падают осени листья шурша в блестящие лунки с водой». В стихах поэтессы – постоянно, от страницы к странице - обновление, преображение…
А. Толстой утверждал, что если между читателем и писателем нет магического поля, то нет и произведения искусства.
Поэтическое измерение – магическое поле, оно - было и есть, в нём невозможно остановить живое дыхание слова, рождение чувств и присутствие дорогих сердцу имён, спутников по литературному творчеству, среди которых Иван Шмелев, Николай Глазков, Анна Ахматова, а также сегодня стоящие на рубежах литературного отечества, поэты: Людмилы Щипахиной, Валентина Сорокина… Именно их творчество, их духовная крепость, несомненно, вселяет в Лилию Агадулину веру в избранный поэтический путь, даёт искренне и легко сказать:
Я иду. И дышится всё легче.
Я иду и думаю о том,
Что за расставаньем будут встречи...
И тепло, и зелено кругом.
Полина Рожнова
Член Высшего Творческого Совета МГО СП России
Президент литературного Клуба Писательниц при ЦДЛ «Московитянка»