Полина Рожнова

 

О СТИХАХ  ЛИЛИИ АГАДУЛИНОЙ

 

            «Земное любит, небо просит…» Не эти ли понятия о жизни становятся ощутимыми, когда наши души сталкиваются с миражами радужных земных дорог, с отторжением в окружающем мире всё чаще  общечеловеческих устоев о надежде, вере?.. 

Потому-то и оправдывается название книги «Час свиданий». За   условный, названный «часом», промежуток времени проходят «свидания» поэтессы с «благодатным родительским краем»,  возвращение к Каме-реке, которая течёт «минуя века», со всем тем, что было и есть. В этих «свиданиях» -  тревога о сегодняшнем дне, где «постоянная гроза», где «человек стреляет в брата», «в огне страдает мать-земля». В этих «свиданиях» слышится мольба: «Чистое сердце, - Божья слеза, злобу людскую уйми!»

Вероятно свыше, именно тогда, нам даётся  вечная соломинка спасения: видеть,  как «запахи дымятся», слышать  - как «дышит земля», чувствовать, как она любит, вбирать в себя «родины глоток», утверждая самое главное, что земля – это «прообраз рая». Все  вышесказанное мною  и становится главными темами  в книге стихов Лилии Агадулиной «Час свиданий».

 

«Мысли мои текут не спеша.

Осень печальная тлеет.

Вскрикнула птица – чья-то душа,

Гроздья рябины алеют.

 

Древние сосны за облака

Тянутся к выси высокой.

А за холмами Кама-река.

Берег, поросший осокой.

 

Кустик рябины жаркий, как зной,

Сердцем моим отогретый.

Капает дождик мёрзлой водой.

Осень прощается с летом».

 

Почему я привожу это стихотворение полностью?

Потому что именно в нём объёмно и выразительно запечатлена поэтессой в свойственной тональности русского языка, красота  родного края.  С трепетом принимаем мы дорогие оттенки, находя в них зрелое художественное видение.  Суть в том, что Лилия  Агадулина говорит о красоте родного края с данным только ей пониманием окружающего мира, дорогих сердцу примет,  возлюбленной с ранних лет природы. Но всё это дорого и многим читателям, желающим найти в общем потоке современной литературы произведения, сохраняющие мотивы и образы общечеловеческие, с глубинным духовным содержанием. Поэтесса ведёт  читателя за собой, к истоку своей судьбы: «Я иду, и свет в душе не гаснет».  Из всего вышесказанного не значит, что её поэтический путь гладок,  что её не настигают смятение, горечь, боль. Когда перед ней встает «ледяное царство зла»,  когда и  «небо седьмое плачет», её голос становится ещё тверже: «Ты не прав, что путь проклятый. Просто нас отметил Бог».  А когда «ливень стеной, не уйти никуда», когда из мировосприятия уходят свет, а с ним и самое насущное – земля, время, что «были вокруг», поэтесса и тогда не падает духом, она взыскует: «Где красота?»

Вспомним Николая Заболоцкого: «А если так, то, что есть красота и почему её обожествляют люди?»  Лилия Агадулина  не оставляет за собой права – отступить, дать временной невзгоде торжествовать. Она наперекор всем испытаниям тверда: «Только духом всё я выше». И тогда нравственный смысл - не утратить видения на земном пути красоты – становится ещё отчетливее.   Ведь, по словам  В. Даля: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты».

Характерно и то, что Лилия Агадулина и себя, а значит  и читателя постоянно заставляет искать ответы на вопросы, относящиеся,  как к собственной к судьбе, так и к судьбам многих и многих людей: «Кто я – большая река?», «Что ещё мне в жизни надо?», «Что я жду? Каких свиданий?», «Который круг? Ужель последний?»… И это не беспомощные сомнения в себе, в завтрашнем дне. Это – прежде всего доверие к читателю, это признание за читателем права -  искреннего разговора о свободе  духа, о счастье, о смысле жизни.

Хотелось бы отметить и особенный лад образности в стихах.  Прежде всего – это умение нежно  и светло, неброско и точно отобразить своё видение родной природы, к примеру: «Метель, как кружевная шаль, запуталась среди ветвей», или: «И хрусталь звенит на ветках, голубая стынет мгла». Перемены, проходящие в природе,  часто одухотворены поэтессой, порой – оживлены, что меняет воображение и читателя, заставляет его ещё  зорче поглядеть вокруг себя. Такого плана строки особенно выразительны: «А сентябрь, уже печальный, начинает дни считать», «Луна в своей печали надевает два крыла», «Я вновь небесное созданье – зелёный тоненький росток»...

Это образы зримые, осмысленные, притягательные. Это не воображаемый мир, а её собственный, со своим родным запахом цветов, дождевой свежестью, где «поёт спелая пшеница», где «падают осени листья шурша в блестящие  лунки с водой». В стихах поэтессы – постоянно, от страницы к странице -  обновление, преображение…

            А. Толстой утверждал, что если между читателем и писателем нет магического поля, то нет и произведения искусства.

Поэтическое измерение – магическое поле, оно  - было и есть, в нём невозможно остановить живое дыхание слова, рождение чувств и присутствие  дорогих  сердцу  имён, спутников по литературному творчеству, среди которых Иван Шмелев, Николай Глазков, Анна Ахматова, а также сегодня стоящие  на рубежах литературного отечества, поэты:  Людмилы Щипахиной, Валентина Сорокина… Именно их творчество, их духовная крепость,  несомненно, вселяет в Лилию Агадулину веру в избранный поэтический путь, даёт  искренне и легко сказать:

Я иду. И дышится всё легче.

Я иду и думаю о том,

Что за расставаньем будут встречи... 

И тепло, и зелено кругом.

 

Полина Рожнова

Член Высшего Творческого Совета МГО СП России
Президент литературного Клуба Писательниц при ЦДЛ «Московитянка»